Концепцию разработал отдел пространственного развития Института развития города Казани

Концепция развития веломаршрутной сети города Казани

Концепция состоит из трех разделов:


1. Сбор и анализ исходных данных

2. Планируемое развитие веломаршрутной сети в соответствии с градостроительной документацией


3.Формирование веломаршрутной сети


Плотность и пространственная структура мест проживания

Одним из важных показателей для анализа является плотность городского населения. Плотность характеризует количество людей, постоянно проживающих на данной территории. Получение детализированных данных о тер- риториях с высокой плотностью городского населения, откуда совершаются ежедневные рабочие и деловые поездки, служит основой для определения существующей и потенциальной веломаршрутной сети.


Плотность и пространственная структура мест проживания

Плотность и пространственная структура точек притяжения

К городским точкам притяжения относится социальная инфраструктура (образование, здравоохранение); места отдыха и проведения досуга (парки, скверы, набережные, крупные торговые центры и т. д.); объекты коммерции и сферы услуг (магазины, дома быта, химчистки, парикма- херские и т. д.); туристические точки притяжения (музеи, исторические и памятные места, достопримечательности и т. д.).

Определение мест концентрации объектов социально-бытовой инфраструктуры, рекреационных и туристических объектов, привлекающих большое количество посетите- лей. Эти данные также послужат основой для выявления существующей и потенциальной веломаршрутной сети.

Плотность и пространственная структура точек притяжения

Результаты опроса по размещению веломаршрутов при проведении конференции «Диалоги. Весенние встречи»

Также для анализа была использована карта необходимых велосипедных маршрутов, выявленная во время про- ведения социологического опроса местных жителей на архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги. Весенние встречи», которая была посвящена транспортной системе как части процесса городского развития.

Результаты опроса по размещению веломаршрутов при проведении конференции "Диалоги. Весенние встречи

Планируемое развитие веломаршрутной сети в соответствии с градостроительной документацией

При подготовке предложений по направлениям развития веломаршрутной сети необходимо выявить уже существующие участки сети в городе, рассмотреть градо- строительную документацию, содержащую предложения по ее развитию, а также разработанные и утвержденные проекты велоинфраструктуры.



Сопоставление трассировок веломаршрутов в соответствии с утвержденными проектами, Генеральным планом, ППТ, КСОДД

Для выявления велосипедных маршрутов были сопоставлены четыре градостроительных документа: Генеральный план города Казани, проекты планировки территории (ППТ) и комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) и утвержденные проекты. При совпадении проектных трассировок сегментов они выделялись как наиболее приоритетные для включения в городскую веломаршрутную сеть.



Формирование веломаршрутной сети

С учетом проведенных аналитических исследований набор взаимосвязанных сегментов велосипедных маршрутов взят за основу для формирования единой городской веломаршрутной сети, которая имеет свою классификацию.
Выбор типа велосипедного маршрута осуществляется в соответствии с категорией улиц и дорог, в которой они располагаются. В этом разделе даны рекомендации по размещению и обособлению велодорожек и велополос в структуре улично-дорожной сети города Казани.


Варианты размещения веломаршрутов в структуре улично-дорожной сети

На данных поперечных профилях улиц отражены рекомендации по размещению велополос и велодорожек в структуре улично-дорожной сети города, пешеходных зонах и природно-озелененных территориях, а также рекомендации по обособлению в зависимости от класса веломаршрутной сети.


Сводная карта веломаршрутной сети


Выявленные веломаршруты были поделены на несколько классов в зависимости от расположения в городе, структуре улично-дорожной сети и протяженности.
Магистральные веломаршруты расположены в основном вдоль магистральных улиц общегородского значения 1-го и 2-го классов, обладают наибольшей протяженностью, связывают центральную часть города с периферией. Трассировка максимально прямолинейная, образует замкнутый каркас, нет тупиковых участков.
Районные веломаршруты проходят вдоль магистральных улиц районного значения, реже вдоль местных. Расположены в пределах жилых районов и микрорайонов, связывают части города, районы. Имеют выходы к магистральным веломаршрутам.
Местные веломаршруты расположены вдоль улиц местного значения, через внутриквартальные территории, скверы и небольшие парки, реже — по магистральным улицам районного значения. Дополняют сеть районных веломаршрутов.

Сбор и анализ исходных данных

Сбор и анализ исходных данных — первостепенный этап для формирования предложения. Прежде чем приступить к планированию веломаршрутной сети, необходимо провести анализ существующих велосипедных потоков. Определить причины возникающих проблем, а также риски и ограничения можно, рассмотрев взаимосвязь характера велосипедного движения и градостроительной структуры поселения, структуры УДС, распределения транспортных и пассажирских потоков.